Съемные шины не имеют таких недостатков, но не обеспечивают жесткой иммобилизации подвижных зубов в трех направлениях: вертикальном, трансверсаль-ном и мезиодистальном. В случае применения этих шин возможны автономные вертикальные движения зубов, что в известной мере снижает их шинирующие свойства. Несмотря на это, съемные шины с опорно-удерживающими (фиксирующие) элементами разгружают подвижные зубы от мезиодистальных и трансверсальных (горизонтальных) окклюзионных сил, которые значительно вреднее и наиболее пагубно действуют на ткани пародонта и течение патологического процесса.
В связи с этим некоторые конструкции съемных шин и шинпротезов нашли довольно широкое применение в стоматологической практике.
К съемным шинам относятся шина, в конструкцию которой включен многозвеньевой кламмер; шина с литой металлической каппой на передние зубы; цельнолитая шина на весь зубной ряд с дугой, когтевидными накладками или формирующими элементами для иммобилизации передних зубов.
Протезирование. Зубное протезирование при паро-донтозе и пародонтите осуществляется мостовидными (несъемными) и съемными протезами различных конструкций. Нередко в конструкцию этих протезов включаются шинирующие элементы (шина-протез). При заболеваниях пародонта и подвижности зубов ограничено применение консольных несъемных протезов, фарфоровых коронок, цельнолитых металлокерамических и металлоакриловых протезов.
Из съемных широкое распространение получили бюгель-ные протезы с различными фиксирующими элементами, в том числе цельнолитые пластинки (при IV классе дефектов по Кеннеди). Такими протезами можно заменить дефекты различной протяженности и топографии.
В конструкцию бюгельных протезов включаются многозвеньевой кламмер, окклюзионные накладки, когтевидные и другие фиксирующие элементы. При заболеваниях пародонта расширяются показания к включению в конструкцию бюгельных протезов как фиксирующих элементов, так и окклюзионных накладок для распределения жевательного давления на возможно большее число оставшихся зубов и уменьшение их перегрузки в центральной, передней и боковых окклюзиях. В случае использования бюгельных протезов десневой край как с вестибулярной, так и с оральной стороны остается свободным, что позволяет при необходимости беспрепятственно проводить терапевтическое лечение.
Применение протезов таких конструкций дает возмож-ность приваривать искусственные зубы по мере удаления расшатанных зубов.
Шинирование оставшихся зубов и протезирование де-фектов зубных рядов при пародонтите и пародонтозе воз-можны также путем комбинации несъемных и съемных шин-протезов. Основными требованиями при этом остаются обеспечение надежной мобилизации подвижных зубов, устранение перегрузки пародонта, распределение нагрузки на зубы и слизистую оболочку протезного ложа, исключение дополнительного раздражения шинами-протезами тканей маргинального пародонта и создание оптимальных условий для терапевтического и хирургического лечения.
Прогноз. При всех формах гингивита чаще всего благоприятный. Успешным лечением генерализованного пародон-тита следует считать стабилизацию процесса при поддерживающей терапии и соблюдении гигиены полости рта. Безуспешное лечение (продолжающаяся кровоточивость, прогрессирующая подвижность зубов, увеличивающаяся глубина экссудации из пародонтального кармана) наблюдается у больных с серьезными заболеваниями: болезни крови, нарушения обмена веществ; отрицательном влиянии лекарственных препаратов (гидантоин, циклоспорин), генетически обусловленных синдромах (болезнь Дауна), синдроме Папийона—Лефевра и др.; быстро прогрессирующем паро-донтите у взрослых. Если пациенты не выполняют правила гигиены полости рта, то их лечение обречено на неудачу.