Логопеды соматических поликлиник из-за перегруженности работой не имеют возможности оказывать помощь детям, нуждающимся в ней по ортодонтическим показаниям. В связи с этим следует вводить в штат детских стоматологических поликлиник должности логопедов.
Лечебная гимнастика является средством ранней профилактики и лечения зубочелюстных аномалий. Работу по нормализации функции мышц околоротовой области, как и функций речи, глотания, дыхания, жевания, проводят в кабинете логопедии и лечебной гимнастики. Его укомплектовывают штатными должностями логопеда и инструктора по лечебной физкультуре за счет внутренних резервов поликлиники.
Логопедическое обучение и занятия лечебной гимнастикой имеют следующие цели: профилактическую (перед ортодонтическим лечением), лечебную, закрепление достигнутых результатов и предупреждение рецидивов зубочелюстных аномалий. Обследование пациентов проводят ортодонт, оториноларинголог и логопед. После заполнения документации и выбора плана лечения больной должен находиться под контролем ортодонта и логопеда. Логопед и инструктор по лечебной физкультуре обучают его гимнастическим упражнениям. После завершения обучения во время заключительной консультации оценивают достигнутые результаты и описывают их в истории болезни.
В кабинете логопедии и лечебной гимнастики должны на-ходиться следующие основные учетные документы:
1) журнал учета обследуемых детей;
2) журнал посещаемости детей;
3) дневник ребенка, находящегося на логопедическом обучении или в группе лечебной гимнастики;
4) ежедневный лист учета работы логопеда.