«Просто Мария», или О чем молчат сериалы?
Сериальное мыло в Мексике — продукт популярный, воспринимаемый всеми возрастными группами. Не стала писать «и социальными», ибо как ни крути, а продукт сей предназначен-таки для людей с достатком и образованием ниже среднего, заточен под их нужды и интересы, высвечивает (эээ… пытается высвечивать) их проблемы и т. д.
По сериалам хорошо изучать испанский! Язык в этом виде ЭскуСтва используется некий усредненный-всем-понятный, главную мысль повторят на все лады в каждой серии раз пятнадцать, каждую ситуацию обсосут со всех сторон так, что, в принципе, и без языка станет понятно, что Хуан изменяет Хуане, а она его любит-не может.
Людей, изучавших язык по сериалам видно, вернее, слышно сразу. Правда, за пару-тройку месяцев общения с нормальными носителями лексикон у них выравнивается и приходит в норму.
Что я имею в виду под усредненным языком? Только то, что так, как в сериалах, не говорят нигде. Люди высокого и среднего социальных слоев, имеющие образование и определенный уровень культуры, и люди из «низов», имеющие за плечами от 1 до 5 классов школы, говорят совершенно по-разному.
Представьте себе нищий грязный район, пропойца возвращается домой за полночь, его встречает жена:
— Что с тобой, Хосе? На тебе лица нет! Ты снова выпил и тебя снова выгнали с работы?
— Ах, не говори так, Лола, прошу тебя!
Смешно? Мне тоже. А теперь представьте богатый особняк, в кабинете сидит финансовый воротила и изливает душу своей уборщице:
— Ах, донья Мария, как бы мне хотелось, чтобы Тереза и Марко поженились, ведь они так любят друг друга! Но у меня дурные предчувствия…
— Ах, не говорите так, сеньор Лоренцо, прошу вас! — ответствует уборщица, ласково тронув хозяина особняка за рукав.
По-моему, смешно еще больше.
Люди в баррио в разговорной речи используют жаргон — точно так же, как и у нас «пацаны на раёне». Больше того, люди из одного и того же города, но из разных «раёнов» могут подчас и не понять друг друга из-за разницы в этом самом жаргоне. И еще больше: человек с «верхов» тоже очень часто не понимает человека из «низов» — правильно, из-за незнания жаргона одним и незнания нормальных слов другим. Некоторые жаргонные словечки вполне себе безобидны, но большинство носит довольно грубый и более чем двусмысленный характер, и понятное дело, в сериал такое не вставишь.
Отвлекусь от темы сериалов. Мой знакомый учитель, работающий с трудными подростками, рассказывал, как каждый новый учебный год у него начинается с того, что на первом уроке истории стоит повальный хохот. Почему? Дети узнают новые слова, которых они ни разу не слышали, и они им кажутся обалдеть, какими смешными — политика, война, культура, древность, история, народ и т. д.
Но вернемся к нашим баранам. Основная тема почти любого сериала — ага, любовь. И в сериалах ей в прямом смысле «все возрасты покорны». Что в реальной жизни? Я уже как-то писала, что для мексиканской женщины выйти замуж — это престижно. Вернее, нет большого греха, если женщина не замужем или разведена, но… все-таки замужем быть лучше. Строятся ли такие замысловатые козни с целью заполучения первого (й) парня (девки) на деревне, с похищением детей, с автокатастрофами, подложными письмами и прочим комбикормом? Да. В сериалах.
Уровень бесноватых и агрессивно-истероидных личностей в Мексике не выше, чем в любой другой стране. А за подстроенную катастрофу, нелегальный аборт и, уж тем более, за похищение человека здесь довольно жесткие наказания, отсюда — выводы. Разумеется, если человек не зарабатывает преступлениями себе на жизнь. К счастью, таких не большинство. Любовь здесь живет и дышит, как и повсюду, и точно так же, как и повсюду, у людей есть и другие проблемы — работа, учеба, дележ наследства, болезни, долги, ссоры с соседями, срывы контрактов и пр. Реальная жизнь гораздо прозаичнее и будничнее сериалов, хорошо это или плохо.
Что еще отличает классический сериал? Любовь бедной и честной Марии и богатого и доброго Хосе-Луиса (имена можете заменить на любые понравившиеся). В реальной жизни сия идиллия случается далеко не так часто, как хотелось бы бедным и честным. Нет, конечно, уложить в постель хорошенькую служанку, приехавшую из деревни, мало кто откажется, но дальше этого дело не пойдет. Процесс укладывания в постель тоже может зело отличаться от сериального: красивые слова — это хорошо, но можно же и вовсе не спрашивать, если очень хочется. Есть, правда, отдельные человеколюбцы, которые потом могут купить бедной и честной красавице чемодан платьев или же дать каких-то там денег, или же еще что-то из отступного-откупного, но большинство предпочтет в случае чего отправить такую Марию обратно в ее деревню, если не просто выставить на улицу. Ночью и под дождь. Потому что завтра понаедет еще десяток таких же, а то и красивее.
И здесь даже не столько играет роль разница в социальном или экономическом положении, сколько разница в образовании. О чем говорить с бедной и честной Марией, когда закончится романтический период отношений? С кем ее познакомить? Куда ее пригласить? Она кое-как умеет читать, ест руками и ложкой, говорит на жаргоне, из интересов у нее — смотреть сериалы про такую же, как она сама.
Есть исключения из любых правил, но тем больше они те самые правила подтверждают. Прислуга остается прислугой, и довольно редко воспринимается по-другому — хотя есть и такие семьи, где еще большой вопрос, кто кого «эксплуатирует»! Хорошо еще, если внешне с прислугой будут вежливы и учтивы, потому что девушка из деревни, едва умеющая читать и не видевшая в жизни ничего, кроме своей коровы — это очень легкая мишень. Она не знает своих прав, не знает, куда ей бежать жаловаться в большом чужом городе, не знает, как и где ей устроиться, если ее выгонят на улицу. Она элементарно не может постоять за себя. Вряд ли она даже сможет с умом потратить отступное, которое ей чудом перепадет.
Поэтому Мария, которая зацепилась в городе, нашла учителя, выучилась и открыла свое ателье — это, действительно, уникум, достойный восхищения. Проза жизни для таких девчонок слишком сурова, особенно для девчонок сериального типа — честных, наивных, романтичных и красивых.