Где предпринимателю получить совет по ведению бизнеса?
Начинающему предпринимателю нужны инвестиции, низкая арендная ставка, дешевая рабочая сила. А еще ему зачастую не хватает подсказки бывалого бизнесмена или других специалистов. Где можно найти этих советчиков? Есть несколько вариантов.
Во-первых, консультантом может выступать специалист бизнес-инкубатора, или акселератора. Такие организации предоставляют подопечным некоторый начальный капитал или помощь в его поиске, офисные помещения, юридическую поддержку и некоторые знания о предмете. Формально консультации здесь не оплачиваются, но сам бизнес-инкубатор всегда получает долю в стартапе.
Во-вторых, в роли советчиков могут выступать всевозможные коучи. В доле они не участвуют, но их услуги стоят денег. К тому же, такие люди часто не являются специалистами в той сфере бизнеса, в которой планируется начинание. Их главное преимущество — не знания или связи, а способность вдохновить. К сожалению, не всегда хорошего пинка достаточно для удачного запуска проекта. Наконец, такие отношения заканчиваются, как только истекает срок тренинга и иссякает поток денег.
В-третьих, помощь может оказать бизнес-ангел — частный инвестор, который специализируется на микроинвестициях. Он всегда в доле, но при этом, как правило, ориентируется в нише. К сожалению, отношения с бизнес-ангелами часто слабо формализованы, поэтому для неопытного стартапера этот путь весьма туманен.
Получить помощь можно и у профессионального советчика — ментора. Это предприниматели с большим опытом, причем как успеха, так и неудач. Они помогают новичкам советами и не всегда вступают с ними в финансовые отношения, работая ради идеи.
Например, программа менторской поддержки предпринимателей запущена московским правительством как естественное продолжение проекта по развитию малого бизнеса «Малый бизнес Москвы». В менторском пуле уже более ста человек. Их помощь предоставляется предпринимателям бесплатно, и более того, в требованиях к потенциальному наставнику значится «отсутствие финансовых отношений между ментором и его протеже». Организаторы не обещают опытному бизнесмену ни зарплату, ни какой-либо другой вид денежного вознаграждения.
Что же получает ментор от общения с протеже? Главное — это личное удовольствие от помощи другому, которая оказалась не напрасной и принесла результат. Кроме того, общение с молодыми людьми позволяет, с одной стороны, не отставать от жизни, а с другой — по-новому взглянуть на свои собственные бизнес-активы. И потом, менторами становятся, когда уже нет сил, средств или желания выстраивать новое предприятие, но есть желание поучаствовать в развитии интересной идеи.
Почему помощь ментора осуществляется бесплатно? Это принципиальный момент. С одной стороны, так ментор не превращается в бизнес-ангела, который вложил свои средства и перестал смотреть на проект со стороны. С другой стороны, наставник не должен просто отрабатывать зарплату бесконечным «давай, ты сможешь!», не выясняя причин неудачи.
Как и все бизнес-технологии, идея менторства пришла в Россию с Запада. Один из американских сервисов, соединяющих менторов и стартаперов, www.score.org, отмечает 50 лет творческой деятельности. Британская компания Sfedi Group — эксперт в области «малого и микробизнеса» — даже выпустила учебное пособие под названием «Введение в менторство». Одна из его глав посвящена этическим проблемам.
В российских реалиях институт менторства приобрел свою специфику, в связи с чем существуют и определенные проблемы.
Обычно в качестве менторов выступают представители малого бизнеса и иногда даже органов власти. Безусловно, мелкий предприниматель легче поймет надежды и чаяния начинающего, но в таких отношениях нельзя исключить и чувство конкуренции.
Если же в роли наставников выступают акулы бизнеса, возникают другие сложности. Многие из этих людей построили свое дело в 90-е годы, когда везение, умение вскочить в уходящий поезд и личные знакомства с представителями властными структур часто были решающими факторами успеха.
Представления о том, как нужно воспринимать менторские указания, расходятся. Одни принимают во внимание жизненный путь менторов и предлагают учитывать советы с оговоркой «если это нужно бизнесу». Другие, вдохновленные зарубежной литературой, настаивают: «Если ментор говорит то, что вы считаете неумным, ненужным, вы все равно это делаете. Даже если он говорит: „Прыгай со скалы!“ — вы прыгаете!». Они объясняют это так: «Ментор видит то, что вам недоступно». Нельзя однозначно сказать, что стоит за такой позицией — юношеский максимализм или желание разделить, а то и переложить ответственность.
Специалисты отмечают, что в России существует проблема классовых взаимоотношений между наставником и протеже. Часто первые считают вторых подчиненными, и это создает определенные трудности. «Поддержка предпринимательства вряд ли может начинаться со слова «должен», — говорят они.
Гарантией успеха, по мнению некоторых, является эмпатия, которую можно наблюдать в среде менторов США. И хотя специалисты московской программы менторской поддержки берутся подобрать подходящего эксперта в каждом случае индивидуально, психологический контакт, как известно, плохо поддается формализации. Вероятно, для изменения ситуации должно пройти время, и может быть, к полувековому юбилею правительственной менторской программы появятся методички на русском языке.