Что такое йога
Наверное, в нашей стране нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о практике йоги. Спросите что такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от "индийской гимнастики" до "религиозно-философского учения", от "факиризма" до "системы духовного самосовершенствования", от "подарка внеземного разума" до "реликта древних цивилизаций". Более "грамотный" человек может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и д.р. Некоторые, слышали слово "тантра", которую малограмотный собеседник может обозвать йогой секса.
Что такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые системы? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде "с давних времен" или это постоянно развивающаяся система? А может быть, это, вообще, реконструированная традиция, подобная "классическому" индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке, или "звериным" стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины "китайская" "современная" или "русская" йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их настолько часто путают? Постараемся дать предварительные ответы на все эти вопросы.
Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические учения, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие практики называются "эзотерическими". В качестве примеров таких практик можно назвать исихазм внутри православия духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме нейдан внутри даосизма суфизм внутри ислама и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально не являются ими. Действительно, особенность эзотерических школ и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические практики в высшей степени практичны. Эзотерические практики, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение человека и его качеств; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания человека, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических школ, носят постоянный характер.
Сравнивая цели эзотерических практик с ценностямии целями религий, в которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые различия.
Й ога - это эзотерическая школа внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между разными эзотерическими школами? Являются ли разные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга, и имеют общий корень. А может, этой более древней школой как раз и была йога? Хотя какая разница, как ее называть: цигун йога или кундалини рейки? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? C равнивая практики разных эзотерических учений, невозможно не заметить множество аналогий. Читая одного из классиков исихазма - Григория Палламу, рекомендовавшего вдыхать "красный воздух" одной ноздрей, а "синий" - другой, любой мало-мальски знакомый с йогой человек скажет: "Да ведь это же анулома вилома! И про Иду и Пингалу они знали". Кажется, что налицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно, дело в общности объекта воздействия - человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым практикам. Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя слова "йога", "йогин" встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую отличалась от того, что мы называем йогой сегодня. Более того, у же в то время можно увидеть отличие во мнениях о том, что же такое Йога. Не вызывало разночтений только то, что: йога - это система методов или йога - это тайная система. М ожно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят ту же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш буддисты ищут просветления исихасты стремятся к достижению "чина ангельского при жизни" и т.д. Заимствование?
Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти дравидийские и арийские корни, найти параллели с культами женского начала первобытной магией шаманскими практиками и д.р. Можно (хотя это выходит за рамки данной статьи) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже знает мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все возможные вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Н адеюсь, вы уже почувствовали - идея пути духовного развития архетипична. Она попадет в любую традицию - будь это религиозная система ^::: или первобытная культура материалистическая советская культура. Единство йоги не в исторических ссылках и деталях. Йога едина в духе. Именно поэтому она все еще существует.
Существует ли прямая непрерывная преемственность школы йоги? Правомерно ли говорить о "классической" йоге? Полагаю нет. От такой постановки вопроса так и веет мальчишеством, верой в взрослых мудрых дядь, которые старше и мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить. Не говоря уже о философской несостоятельности этой точки зрения. Откуда это знание взяли "дяди"? Опять позовем на помощь внеземные силы? А они-то как придумали йогу?
Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули дальше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие школы выродились в религии или культы. Увы, поклоняться проще, чем творить и думать.
Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является "скрытым" не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой - его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима полная перестройка человека. Это знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае, оно утрачивает смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со- творцом. В китайской боевой традиции есть идея: "Нет стиля - есть личная техника Мастера". Перефразируя это, можно сказать: нет классической йоги - есть личная йога Учителя. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. Могут ли вам помоч книги по йоге?
Менялись ли методы цели и задачи йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос вытекает из сказанного выше. Постоянно. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основная задача, сформулированная выше, всегда была. Хотя изменение статуса может быть тоже различным.
Итак, ЙОГА - НЕ РЕЛИГИЯ. Жизнь "здесь-и-сейчас" для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога - система методов, направленная на улучшение жизни: здоровья благосостояния эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, она ее абсолютно необходимый элемент. ЙОГА - НЕ ФИЛОСОФИЯ, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики. ЙОГА - НЕ ПРАКТИКА АСКЕТИЗМА. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод. ЙОГА - НЕ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, высшими силами страхом перед наказанием и т.д. В йоге есть правила - например, яма, которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.
Книги по йоге - Йога. Передача настроек на кундалини рейки.
Что такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые системы? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде "с давних времен" или это постоянно развивающаяся система? А может быть, это, вообще, реконструированная традиция, подобная "классическому" индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке, или "звериным" стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины "китайская" "современная" или "русская" йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их настолько часто путают? Постараемся дать предварительные ответы на все эти вопросы.
Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические учения, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие практики называются "эзотерическими". В качестве примеров таких практик можно назвать исихазм внутри православия духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме нейдан внутри даосизма суфизм внутри ислама и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально не являются ими. Действительно, особенность эзотерических школ и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические практики в высшей степени практичны. Эзотерические практики, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение человека и его качеств; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания человека, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических школ, носят постоянный характер.
Сравнивая цели эзотерических практик с ценностямии целями религий, в которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые различия.
Й ога - это эзотерическая школа внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между разными эзотерическими школами? Являются ли разные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга, и имеют общий корень. А может, этой более древней школой как раз и была йога? Хотя какая разница, как ее называть: цигун йога или кундалини рейки? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? C равнивая практики разных эзотерических учений, невозможно не заметить множество аналогий. Читая одного из классиков исихазма - Григория Палламу, рекомендовавшего вдыхать "красный воздух" одной ноздрей, а "синий" - другой, любой мало-мальски знакомый с йогой человек скажет: "Да ведь это же анулома вилома! И про Иду и Пингалу они знали". Кажется, что налицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно, дело в общности объекта воздействия - человека и его психики? И различные эзотерические системы приходили к одинаковым практикам. Попытавшись исследовать историю йоги, мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя слова "йога", "йогин" встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом, зачастую отличалась от того, что мы называем йогой сегодня. Более того, у же в то время можно увидеть отличие во мнениях о том, что же такое Йога. Не вызывало разночтений только то, что: йога - это система методов или йога - это тайная система. М ожно найти указания и на общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы, мы без труда увидим, что они ставят ту же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш буддисты ищут просветления исихасты стремятся к достижению "чина ангельского при жизни" и т.д. Заимствование?
Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти дравидийские и арийские корни, найти параллели с культами женского начала первобытной магией шаманскими практиками и д.р. Можно (хотя это выходит за рамки данной статьи) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже знает мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все возможные вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Н адеюсь, вы уже почувствовали - идея пути духовного развития архетипична. Она попадет в любую традицию - будь это религиозная система ^::: или первобытная культура материалистическая советская культура. Единство йоги не в исторических ссылках и деталях. Йога едина в духе. Именно поэтому она все еще существует.
Существует ли прямая непрерывная преемственность школы йоги? Правомерно ли говорить о "классической" йоге? Полагаю нет. От такой постановки вопроса так и веет мальчишеством, верой в взрослых мудрых дядь, которые старше и мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить. Не говоря уже о философской несостоятельности этой точки зрения. Откуда это знание взяли "дяди"? Опять позовем на помощь внеземные силы? А они-то как придумали йогу?
Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули дальше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие школы выродились в религии или культы. Увы, поклоняться проще, чем творить и думать.
Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является "скрытым" не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой - его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима полная перестройка человека. Это знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае, оно утрачивает смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со- творцом. В китайской боевой традиции есть идея: "Нет стиля - есть личная техника Мастера". Перефразируя это, можно сказать: нет классической йоги - есть личная йога Учителя. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. Могут ли вам помоч книги по йоге?
Менялись ли методы цели и задачи йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос вытекает из сказанного выше. Постоянно. Разные эпохи, разные люди требуют разных слов и методик. Но основная задача, сформулированная выше, всегда была. Хотя изменение статуса может быть тоже различным.
Итак, ЙОГА - НЕ РЕЛИГИЯ. Жизнь "здесь-и-сейчас" для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога - система методов, направленная на улучшение жизни: здоровья благосостояния эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, она ее абсолютно необходимый элемент. ЙОГА - НЕ ФИЛОСОФИЯ, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики. ЙОГА - НЕ ПРАКТИКА АСКЕТИЗМА. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод. ЙОГА - НЕ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, высшими силами страхом перед наказанием и т.д. В йоге есть правила - например, яма, которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.
Книги по йоге - Йога. Передача настроек на кундалини рейки.
Отзывы и комментарии