«Черный май» сорок третьего
Появлению этого прибора предшествовали странные события, за год до «черного мая» происходившие в Бискайском заливе. По ночам, когда команды немецких лодок, всплывших для зарядки аккумуляторов, чувствовали себя в полной безопасности, в небе над ними внезапно вспыхивал яркий свет и немедленно вслед за этим начинали рваться бомбы и снаряды. По свидетельству немногих подводников, уцелевших после таких ударов, впечатление было такое, что пилот атакующего самолета видит лодку в ночной темноте, как днем.
Для немецких специалистов не составляло секрета, что такие возможности могла дать только радиолокация: предвоенные достижения Германии в этой области были примерно такие же, как и у Англии. Удивило немцев другое: как ухитрились их противники втиснуть громоздкую длинноволновую станцию в самолет? Вскоре, однако, все их сомнения были рассеяны самым убедительным образом. В обломках сбитого английского самолета они обнаружили радиолокационную станцию, компактность конструкции которой была достигнута за счет перехода с длинных на короткие волны, от использования которых в подобной станции «FU—MG» немцы отказались еще в предвоенные годы. Старые разработки были извлечены на белый свет, и на их основе было создано устройство, способное обнаруживать импульсы вражеского локатора, находящегося на большом расстоянии от лодки. Благодаря такому раннему предупреждению командиры немецких лодок получали резерв времени для экстренного погружения.
И вот спустя год немцы заподозрили: чрезмерные потери вызваны тем, что союзники создали прибор, способный выводить противолодочный самолет на слабое излучение «FU—MG», как на маяк... Эксперименты как будто подтвердили, что работу поискового приемника с помощью очень точных и громоздких приборов можно запеленговать с самолета, летящего на высоте 2000 м. Начались лихорадочные поиски такой конструкции приемника, которая позволила бы лодке обнаруживать приближающиеся самолеты, не выдавая при этом саму себя. И в самом разгаре этих изысканий стало известно, что над Роттердамом сбит английский самолет, радиолокатор которого работает на волнах 9 см!
Это открытие произвело в Германии ошеломляющее впечатление: ведь оказалось, во-первых, что крупнейшие немецкие физики, провозгласившие диапазон волн меньше 20 см технически непригодным, допустили крупнейший просчет и, во-вторых, что союзники не только опередили немцев в научном поиске, но и сумели начать серийный выпуск техники, о которой в Германии никто даже не догадывался.
История радара, работавшего в сантиметровом диапазоне волн, началась осенью 1938 года, когда на морских маневрах британского флота группе высших офицеров была продемонстрирована первая самолетная станция ASV. Она работала на волнах 1,5 м, которые позволяли получать достаточную мощность импульса с помощью хорошо отработанных генераторных ламп. Для получения более коротких волн такие лампы не годились, поэтому дальнейшее совершенствование станций упиралось в создание принципиально нового мощного генератора. Такое задание получила исследовательская группа Бирмингамского университета, которая к 1940 году разработала практический образец магнетрона с объемным контуром. В этом же году англичане объединили свои усилия с американцами, и начались интенсивные работы по созданию качественно новой радиолокационной техники.
В январе 1941 года в радиолаборатории США было получено первое отражение от цели на радаре, работавшем на сантиметровых волнах. 10 марта такой радар, установленный на самолете, продемонстрировал высокую эффективность в поиске кораблей, находящихся на поверхности моря. А уже в конце 1941 года армия и флот США выдали промышленности крупный заказ на самолетные микроволновые радары. Два образца были переданы англичанам для постановки их в массовое производство.
«К весне 1943 года,- говорится в официальной американской истории радара об этой модели,— в эксплуатации находилось уже большое количество станций, работу которых немецкие приемники обнаруживать не могли... Применение этих новых станций дало феноменальные результаты. В течение мая, июня и июля 1943 года было потоплено около 100 подлодок, 75 из них — самолетами. Эти события разбили уверенность немцев в безопасности их подлодок от воздушного нападения и заставили немецких ученых бешено приняться за разработку мер защиты... В этот период команды подлодок начали терять доверие к инженерам, снабжавшим лодки специальным оборудованием».
Как это ни парадоксально, мысль о недосягаемом техническом превосходстве союзников оказалась на руку потерпевшим поражение фашистским подводникам, которые получили возможность списать собственные просчеты и промахи на близорукость руководителей промышленности и бездарность ученых и инженеров. «Самолеты и радиолокация противника свели на нет успехи германского подводного флота»,— писал после войны адмирал В. Маршаль. Еще категоричнее высказался сам Дениц — командующий фашистским подводным флотом, а потом главнокомандующий. «С помощью радиолокации враг лишил подводные лодки их основного качества — неожиданности,— писал он.— Этими методами угроза подводных лодок была ликвидирована. Успех в подводной войне союзники завоевали не превосходной стратегией или тактикой, но превосходной техникой...»
В этом заблуждении, увы, адмирал оставался до конца своих дней!
сайт автора