«Черный май» сорок третьего

Май 1943 года вошел в историю бое­вых действий фашистского подводного флота как «черный май». За один этот месяц противолодочные силы союзни­ков уничтожили 41 немецкую субмари­ну - почти столько, сколько числилось в составе германского флота в сентяб­ре 1939 года, когда Гитлер начал вто­рую мировую войну. Немецкие специа­листы извелись, стремясь разгадать тайну этих катастрофически возросших потерь. Вначале они предположили, что англичане применяют аппаратуру инфракрасного обнаружения, и стали окрашивать лодки специально для этой цели разработанной краской. Когда же это не помогло, возникло предположе­ние, что союзники создали устройство, способное выводить противолодочные самолеты на слабое радиоизлучение прибора «FU—MG», устанавливаемого на фашистских субмаринах с середины 1942 года...

Появлению этого прибора предше­ствовали странные события, за год до «черного мая» происходившие в Би­скайском заливе. По ночам, когда ко­манды немецких лодок, всплывших для зарядки аккумуляторов, чувствовали себя в полной безопасности, в небе над ними внезапно вспыхивал яркий свет и немедленно вслед за этим начинали рваться бомбы и снаряды. По свиде­тельству немногих подводников, уце­левших после таких ударов, впечатле­ние было такое, что пилот атакующего самолета видит лодку в ночной темно­те, как днем.

Для немецких специалистов не со­ставляло секрета, что такие возможно­сти могла дать только радиолокация: предвоенные достижения Германии в этой области были примерно такие же, как и у Англии. Удивило немцев другое: как ухитрились их противники втиснуть громоздкую длинноволновую станцию в самолет? Вскоре, однако, все их сомнения были рассеяны самым убедительным образом. В обломках сбитого английского самолета они обна­ружили радиолокационную станцию, компактность конструкции которой была достигнута за счет перехода с длинных на короткие волны, от ис­пользования которых в подобной стан­ции «FU—MG» немцы отказались еще в предвоенные годы. Старые разработ­ки были извлечены на белый свет, и на их основе было создано устройство, способное обнаруживать импульсы вра­жеского локатора, находящегося на большом расстоянии от лодки. Благода­ря такому раннему предупреждению ко­мандиры немецких лодок получали ре­зерв времени для экстренного погруже­ния.

И вот спустя год немцы заподозри­ли: чрезмерные потери вызваны тем, что союзники создали прибор, способ­ный выводить противолодочный само­лет на слабое излучение «FU—MG», как на маяк... Эксперименты как будто подтвердили, что работу поискового приемника с помощью очень точных и громоздких приборов можно запелен­говать с самолета, летящего на высоте 2000 м. Начались лихорадочные поиски такой конструкции приемника, которая позволила бы лодке обнаруживать при­ближающиеся самолеты, не выдавая при этом саму себя. И в самом разгаре этих изысканий стало известно, что над Роттердамом сбит английский самолет, радиолокатор которого работает на волнах 9 см!

Это открытие произвело в Германии ошеломляющее впечатление: ведь ока­залось, во-первых, что крупнейшие не­мецкие физики, провозгласившие диа­пазон волн меньше 20 см технически непригодным, допустили крупнейший просчет и, во-вторых, что союзники не только опередили немцев в научном поиске, но и сумели начать серийный выпуск техники, о которой в Германии никто даже не догадывался.

История радара, работавшего в сан­тиметровом диапазоне волн, началась осенью 1938 года, когда на морских маневрах британского флота группе высших офицеров была продемонстри­рована первая самолетная станция ASV. Она работала на волнах 1,5 м, которые позволяли получать достаточ­ную мощность импульса с помощью хо­рошо отработанных генераторных ламп. Для получения более коротких волн та­кие лампы не годились, поэтому даль­нейшее совершенствование станций упиралось в создание принципиально нового мощного генератора. Такое за­дание получила исследовательская группа Бирмингамского университета, которая к 1940 году разработала прак­тический образец магнетрона с объем­ным контуром. В этом же году англича­не объединили свои усилия с американ­цами, и начались интенсивные работы по созданию качественно новой радио­локационной техники.

В январе 1941 года в радиолабора­тории США было получено первое отра­жение от цели на радаре, работавшем на сантиметровых волнах. 10 марта та­кой радар, установленный на самолете, продемонстрировал высокую эффек­тивность в поиске кораблей, находя­щихся на поверхности моря. А уже в конце 1941 года армия и флот США выдали промышленности крупный за­каз на самолетные микроволновые ра­дары. Два образца были переданы ан­гличанам для постановки их в массовое производство.

«К весне 1943 года,- говорится в официальной американской истории радара об этой модели,— в эксплуата­ции находилось уже большое количе­ство станций, работу которых немецкие приемники обнаруживать не могли... Применение этих новых станций дало феноменальные результаты. В течение мая, июня и июля 1943 года было по­топлено около 100 подлодок, 75 из них — самолетами. Эти события разби­ли уверенность немцев в безопасности их подлодок от воздушного нападения и заставили немецких ученых бешено приняться за разработку мер защиты... В этот период команды подлодок нача­ли терять доверие к инженерам, снаб­жавшим лодки специальным оборудо­ванием».

Как это ни парадоксально, мысль о недосягаемом техническом превос­ходстве союзников оказалась на руку потерпевшим поражение фашистским подводникам, которые получили воз­можность списать собственные просче­ты и промахи на близорукость руково­дителей промышленности и бездар­ность ученых и инженеров. «Самолеты и радиолокация противника свели на нет успехи германского подводного флота»,— писал после войны адмирал В. Маршаль. Еще категоричнее высказался сам Дениц — командующий фа­шистским подводным флотом, а потом главнокомандующий. «С помощью радиолокации враг лишил подводные лодки их основного качества — неожи­данности,— писал он.— Этими метода­ми угроза подводных лодок была лик­видирована. Успех в подводной войне союзники завоевали не превосходной стратегией или тактикой, но превосход­ной техникой...»

В этом заблуждении, увы, адмирал оставался до конца своих дней!


сайт автора



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: