Утопия Миклухо-Маклая
БОЖЕСТВО С БОЛЬШОЙ ПИРОГИ
В 1871 году винтовой корвет «Витязь», совершая кругосветное путешествие, обогнул Южную Америку и направился в Океанию. В сентябре он стал на рейд у северо- восточных берегов Новой Гвинеи. Находившийся на его борту 25-летний Николай Миклухо- Маклай лично выбрал бухту, в которой и попросил его высадить. Матросы построили ему деревянный домик на высоких сваях, покрыли крышу пальмовыми листьями и перевезли туда книги и приборы для научных исследований. Капитан снабдил ученого запасом продуктов, четырехвесельной шлюпкой, палаткой и оружием. Вскоре корвет уплыл, а наш Робинзон остался в компании двух слуг - полинезийца Боя и шведского бродяги (в прошлом китобоя) Ульсона. Местные жители, индийские племена, папуасы, впервые увидели белого человека. Они не знали железа, пользовались каменными топорами и костяными ножами. Напрочь игнорировали одежду (да и зачем она в условиях вечного лета?). Питались бананами, кокосами, плодами хлебного дерева, рыбой и дичью. Были убеждены, что кроме них во всей Вселенной никого нет. Изредка баловались каннибализмом.
Завидев ученого, они сразу прятались в густых тропических зарослях. Особенно боялись Маклая тамошние женщины. Впрочем, вскоре аборигены привыкли к своему миролюбивому соседу. Они позволяли ему измерять свои черепа и даже разрешали отрезать клочки волос (в обмен на его темно-русые локоны). Все это нужно было ученому для антропологических исследований. Особенно близко он сошелся с папуасом Туем, который давал ему уроки местного языка. Кстати, в каждом селе островитяне пользовались своим наречием. Маклай составил словарь диалектов побережья, чем внес неоценимый вклад в сравнительное языкознание. Он не просто изучал - жил жизнью туземцев. «Становлюсь немножко папуасом» - писал он в дневнике.
Туземцы называли Маклая каарам-тамо (человеком с Луны) и считали бессмертным. Подобно божеству, он мог творить самые настоящие чудеса: зажигать воду (спирт), извлекать из щепки (спички) огонь, вызывать страшный гром (охотиться с ружьем).
Правда, бледнолицему божеству мешал местный климат. Джек Лондон, побывавший на берегу Маклая несколькими десятилетиями позже, оставил такое свидетельство: «Там свирепствует тропическая лихорадка, и дизентерия, и всякие кожные болезни; воздух там насквозь пропитан ядом, который, просачиваясь в каждую царапину и ссадину превращает их в гноящиеся язвы, так что редко кому удается выбраться оттуда живым, и даже самые крепкие и здоровые люди зачастую возвращаются на родину жалкими развалинами». Все было именно так. От лихорадки умер верный слуга Бой. Постоянно болел Ульсон. Когда через 14 месяцев пребывания на острове Маклай поднялся на борт английского корвета «Flower of Yarrow», то весил всего 45 кг.
тема: индийские племена Источник: http://tut-interesno.org