Как происходит смена цивилизаций (3)

Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему про­изводственных отношений — формы и способы присвоения (собствен­ности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточ­ником человека, необходимость создать оптимальный при данных техно­логических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм. Для неолитической цивилизации бы­ли неизбежны общинный способ присвоения некоторых средств произ­водства, в основном уравнительное распределение, зачатки товарного об­мена. Но уже тогда лук, стрелы, копье были личным достоянием охотни­ка, начало возникать имущественное неравенство между семьями и об­щинами. Уравнительный способ присвоения и распределения стал тор­мозом развития общества, лишая более искусного, производительного работника (и его семью) заработанного дополнительного вознагражде­ния. Возникновение частной собственности, отвечающих ей форм нерав­ного распределения и обмена стало прогрессивным фактором. Каждая последующая форма экономических отношений была шагом вперед, но лишь в пределах данной цивилизации. В конце индустриальной цивили­зации отчуждение человека, непосредственного производителя, от усло­вий и результатов своего труда вследствие гипертрофии государственно-монополистического вмешательства в воспроизводственный процесс, распределение и перераспределение общественного богатства достигли своего апогея и стали препятствием на пути к очередной ступени в раз­витии человека и технологического базиса производства. Маятник кач­нулся в обратную сторону — к возрождению мелкой, частной и личной собственности, развитию малого и среднего бизнеса, свободной конку­ренции, непосредственно заинтересовывающей работника в результатах своего труда. Это не значит, что возможна цивилизация, экономический строй которой покоится на какой-либо одной форме собственности. Эко­номика всегда многоукладна, в ней смешиваются, взаимно переплетают­ся господствующая, преобладающая форма собственности (играющая роль «первой скрипки» в не всегда слаженном экономическом оркестре), с элементами преобладавших в прошлом и нарождающихся будущих ук­ладов. Экономика полифонична.

Еще большее разнообразие форм наблюдается на следующем этаже, в социально-политическом строе. Относительное социальное сотрудничест­во и политическая устойчивость на фазе зрелости цивилизации сменяются острыми социальными, политическими и военными конфликтами в пере­ходный период, поскольку размер фонда потребления уменьшается, усло­вия выживания многих семей ухудшаются, сокращается численность насе­ления (уменьшение рождаемости, болезни, войны), падает уровень жизни, усиливается стремление к переделу богатства силой, с помощью револю­ционного террора, грабежа. Это встречает ожесточенное сопротивление собственников, которые не хотят расставаться с накопленным богатством. Противоборство — вплоть до межгосударственных и гражданских войн — различных социальных, политических, национальных, религиозных сил, в свою очередь, отрицательно сказывается на производстве, разрушает про­изводительные силы, отбрасывает общество назад, ведет к потере части культурного наследия. Распадаются империи, федерации. Государство и право теряют значительную часть своей силы, растет преступность, бюро­кратический аппарат разъедает коррупция. Иной раз это завершается, по­сле тяжелых, гибельных для страны потрясений (особенно если внутрен­нее разложение дополняется и усиливается внешним толчком, войной или агрессией более сильного соседа), исчезновением локальных цивилиза­ций, заканчивающих на этом последнем витке исторической спирали свой жизненный цикл. Но чаще выход на новые рубежи экономического подъе­ма делает неизбежной упорядоченность политического и государственно-правового строя — что в интересах новых собственников, нуждающихся в защите своего имущества и способов его приумножения. Строй может иметь "разную юридическую форму — от демократии до монархии или ти­рании (откровенной диктатуры), — но в любом случае он поддерживает социально-политический порядок, необходимый для становления и устой­чивого функционирования новой цивилизации.

Утвердившийся экономический и социально-политический строй по­лучает идеологическое подкрепление, оправдание и реализацию в духов­ном мире общества, на вершине пирамиды. Ученые доказывают объектив­ную необходимость, справедливость и вечность восторжествовавшего строя. Идеологи и священнослужители его освящают, господствующие этические нормы приспосабливаются к его ценностям. Образование спо­собствует воспроизводству, передаче следующим поколениям основных его ценностей.

Следовательно, смена цивилизаций связана с переворотом на всех эта­жах пирамиды общества, причем переворот этот происходит в закономер­ной последовательности и опирается на сочетание унаследованных основ генотипа каждой его подсистемы с взаимосогласованными переменами, обогащающими этот генотип и помогающими лучше адаптироваться к из­менившимся внутренним и внешним условиям жизни человечества на очередном витке исторической спирали.


Байкал Иркутск Россия



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: