Как происходит смена цивилизаций (3)
Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему производственных отношений — формы и способы присвоения (собственности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточником человека, необходимость создать оптимальный при данных технологических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм. Для неолитической цивилизации были неизбежны общинный способ присвоения некоторых средств производства, в основном уравнительное распределение, зачатки товарного обмена. Но уже тогда лук, стрелы, копье были личным достоянием охотника, начало возникать имущественное неравенство между семьями и общинами. Уравнительный способ присвоения и распределения стал тормозом развития общества, лишая более искусного, производительного работника (и его семью) заработанного дополнительного вознаграждения. Возникновение частной собственности, отвечающих ей форм неравного распределения и обмена стало прогрессивным фактором. Каждая последующая форма экономических отношений была шагом вперед, но лишь в пределах данной цивилизации. В конце индустриальной цивилизации отчуждение человека, непосредственного производителя, от условий и результатов своего труда вследствие гипертрофии государственно-монополистического вмешательства в воспроизводственный процесс, распределение и перераспределение общественного богатства достигли своего апогея и стали препятствием на пути к очередной ступени в развитии человека и технологического базиса производства. Маятник качнулся в обратную сторону — к возрождению мелкой, частной и личной собственности, развитию малого и среднего бизнеса, свободной конкуренции, непосредственно заинтересовывающей работника в результатах своего труда. Это не значит, что возможна цивилизация, экономический строй которой покоится на какой-либо одной форме собственности. Экономика всегда многоукладна, в ней смешиваются, взаимно переплетаются господствующая, преобладающая форма собственности (играющая роль «первой скрипки» в не всегда слаженном экономическом оркестре), с элементами преобладавших в прошлом и нарождающихся будущих укладов. Экономика полифонична.
Еще большее разнообразие форм наблюдается на следующем этаже, в социально-политическом строе. Относительное социальное сотрудничество и политическая устойчивость на фазе зрелости цивилизации сменяются острыми социальными, политическими и военными конфликтами в переходный период, поскольку размер фонда потребления уменьшается, условия выживания многих семей ухудшаются, сокращается численность населения (уменьшение рождаемости, болезни, войны), падает уровень жизни, усиливается стремление к переделу богатства силой, с помощью революционного террора, грабежа. Это встречает ожесточенное сопротивление собственников, которые не хотят расставаться с накопленным богатством. Противоборство — вплоть до межгосударственных и гражданских войн — различных социальных, политических, национальных, религиозных сил, в свою очередь, отрицательно сказывается на производстве, разрушает производительные силы, отбрасывает общество назад, ведет к потере части культурного наследия. Распадаются империи, федерации. Государство и право теряют значительную часть своей силы, растет преступность, бюрократический аппарат разъедает коррупция. Иной раз это завершается, после тяжелых, гибельных для страны потрясений (особенно если внутреннее разложение дополняется и усиливается внешним толчком, войной или агрессией более сильного соседа), исчезновением локальных цивилизаций, заканчивающих на этом последнем витке исторической спирали свой жизненный цикл. Но чаще выход на новые рубежи экономического подъема делает неизбежной упорядоченность политического и государственно-правового строя — что в интересах новых собственников, нуждающихся в защите своего имущества и способов его приумножения. Строй может иметь "разную юридическую форму — от демократии до монархии или тирании (откровенной диктатуры), — но в любом случае он поддерживает социально-политический порядок, необходимый для становления и устойчивого функционирования новой цивилизации.
Утвердившийся экономический и социально-политический строй получает идеологическое подкрепление, оправдание и реализацию в духовном мире общества, на вершине пирамиды. Ученые доказывают объективную необходимость, справедливость и вечность восторжествовавшего строя. Идеологи и священнослужители его освящают, господствующие этические нормы приспосабливаются к его ценностям. Образование способствует воспроизводству, передаче следующим поколениям основных его ценностей.
Следовательно, смена цивилизаций связана с переворотом на всех этажах пирамиды общества, причем переворот этот происходит в закономерной последовательности и опирается на сочетание унаследованных основ генотипа каждой его подсистемы с взаимосогласованными переменами, обогащающими этот генотип и помогающими лучше адаптироваться к изменившимся внутренним и внешним условиям жизни человечества на очередном витке исторической спирали.
Байкал Иркутск Россия