Как происходит смена цивилизаций (2)

Последствия кризиса потребностей неоднозначны. С одной стороны, «вымываются» неоправданно высокие, паразитические потребности, не подкрепленные возможностями и ресурсами (как это произошло в США, других развитых странах в конце 70-х — начале 80-х годов). Потребители приучаются к мысли, что нужно «по одежке протягивать ножки», сораз­мерять потребности с ресурсами. Формируется новая, более рациональ­ная, адекватная изменившимся условиями и ограниченным ресурсам об­щества модель потребления. Активизируются обновление знаний и навыков, поиск эффективных форм и путей выживания и развития в неблаго­приятной среде. С другой стороны, растущая часть членов общества теря­ет возможность зарабатывать себе на жизнь, опускается, переходит в раз­ряд безработных, люмпенов, бомжей, пополняет преступный мир.

Параллельно перемены охватывают верхний этаж цивилизационной пирамиды — духовную сферу. Художники, ученые, учителя раньше всех начинают ощущать, что «не все благополучно в Датском королевстве». Впитавшие идеалы прошлого переворота, под знаменем которых форми­ровалось ныне господствующее общество, они острее всех чувствуют не­соответствие между этими идеалами и реальной жизнью. Растет невостребованность радикальных идей и крупных изобретений, — они оттал­киваются огромной инерционной государственной машиной и представ­ляющими устаревшие технические системы монополиями. В поисках вы­хода из кризиса выдвигается сонм новых идей, концепций, идеалов, мно­гие из которых представляют перепев давно отпетых песен. Однако посте­пенно, шаг за шагом, происходит переворот в научном наследии, системе ценностей, выкристаллизовывается новый общественный идеал, который обретает растущее число сторонников и в итоге увлекает за собой актив­ную часть общества. Позже всех реагирует на крушение общественного сознания сфера образования; но когда обновленные знания и идеалы по­падают в школьные и вузовские учебники — этап кризиса духовной сфе­ры можно считать в основном завершенным.

Следовательно, процесс смены цивилизаций начинается с нижнего и верхнего этажей пирамиды, с кризиса потребностей и духовного мира, проистекает из субъективного фактора. Но он не может осуществиться, пока не произойдут радикальные перемены в технологическом и экономи­ческом способах производства, в социально-политическом строе.

Технологическая база общества обладает наибольшей инерционнос­тью. Это не удивительно: в создание технологических систем (строитель­ство заводов, сооружений, коммуникаций, проектирование, производство и эксплуатацию машин, освоение природных богатств) вкладываются ог­ромные средства, которые должны окупиться. Изобретения проходят тща­тельную проверку на реальность и эффективность, прежде чем они во­площаются в новые технологические системы. Для этого нужно видоиз­менить производственную инфраструктуру, переподготовить работников, заменить устаревшие машины, ввести более эффективные формы органи­зации производства. Перестройка технологической базы связана с сокра­щением производства, недогрузкой и заменой устаревшего производст­венного аппарата, радикальным обновлением основных фондов. Техноло­гический кризис и переворот — непременные элементы механизма смены цивилизаций. Причем охватывают они все сферы производства и приме­нения техники, постепенно распространяясь из эпицентра переворота на периферию. Сперва возникает переходный, гибридный технологический уклад, включающий элементы как старого, так и нового технологических способов производства. Лишь на следующем этапе формируется уклад, в полной мере адекватный технологическому базису новой цивилизации. Рамки переходного периода в технологической сфере составляют в нашу эпоху примерно полувековой отрезок времени.

Технология неразрывно связана с экономикой. Радикальные перемены в технологической основе общества влекут за собой сдвиги в экономиче­ском способе производства, которые находят выражение в изменении структуры воспроизводства. Меняются пропорции между различными воспроизводственными секторами, В условиях кризиса растет доля потре­бительского сектора — за счет сокращения доли промежуточного (сырье, материалы, топливо, энергия), военного, инвестиционного и интеллекту­ального секторов, фондов возмещения (амортизации) и накопления. Во­оруженные конфликты, однако, могут вновь повысить долю военного сек­тора. На фазе оживления потребности перестройки технологической базы требуют возрастания доли инвестиционного и интеллектуального секто­ров, фонда накопления, что облегчается начавшимся ростом производ­ства. Доля прибавочного продукта в условиях кризиса падает, личные до­ходы не отражают полной величины необходимого продукта, перенесен­ная стоимость основных фондов (которые в значительной части выбыва­ют) лишь частично находит выражение в амортизации. На следующей фа­зе, вслед за повышением эффективности воспроизводства, растет норма прибавочного продукта, что дает возможность, увеличивая фонд потреб­ления, одновременно опережающими темпами осуществлять накопление, чтобы обновить производство и продукцию на новой технологической ба­зе. Соответственно растет доля инвестиционного комплекса.


История Китай Байкал Иркутск



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: