Какими они были, эти страшные русские цари? Зловещий палач и убийца Петр Первый
Петр Алексеевич Романов родился в 1672 году, а умер в 1725. Царем был провозглашен в 10-летнем возрасте, но править сам стал только в 17 лет, в 1689 году… Произвел масштабнейшие реформы всего государства Российского.
С детства мальчуган был очарован европейской жизнью. Он мечтал о жизни простого английского или голландского купца или мастера, а ему приходилось надевать древние одежды, сидеть на троне, слушать и слушаться… Да ну его к лешему!
Потешные полки из детей челяди и мелких дворян были для него отдушиной. А ведь в тех потешных баталиях рождалась будущая гвардия Российской империи… Эх, знали бы окружавшие мальчишку Петра бояре, как пойдут дела — ей-же-ей, задушили бы в темном уголке дворца!
Поездка в Европу, где на него смотрели, как на потешного зверька, не зная, верить ли собственным глазам! Ведь царь для Руси был первым после Бога! В драгоценных одеждах, сидя на троне, не говорил, а изрекал. А чаще просто кивал боярам — и они озвучивали волю царя. А тут — одет, как простолюдин, долговязый, хватается за всякую работу. И часто с ней преуспевает. Пусть не как мастер — как подмастерье, но — он же царь! Удивив Европу неожиданным зрелищем — сумел многое сделать, чего без него бы, может, и не получилось. И мастеров назазывал, и разной амуниции для будущей армии напокупал…
Ну, а потом пошло и пошло… Война с Турцией, взятие Азова, война со Швецией, сначала поражения, потом победы… Основание Петербурга — в совершенно непригодном для столицы месте. Постройка первого в России города «по европейским лекалам» и перенос в него столицы государства.
Построил первый флот в России. Да, плохой. Да, ненадежный. Но и на таком ухитрился дать укорот урожденным морякам-шведам. Хотя бы — и у своих берегов.
Бил ли его войска Карл XII? Бил, да еще и как. А закончил все же бегством с малым отрядом под защиту турецкого султана.
Неподходящее ли было место для столицы России? Да! И мокрое, и подтапливаемое… А какой город прекрасный построили! Сколько тут красоты! А с наводнениями — научились бороться.
И что же у нас выходит? Построил Петр Великий зачатки новой великой державы. И направления указал. И армия, и флот, и ремесла, и науки — во всем пример показал.
А что о нем знают просвещенные европейцы?
1. Пьяница. Пили (и тогда, и теперь) в Европе так же, как и в России — ан это мы пьяницы. Не они. Впрочем, это всего лишь штрих к обобщенному портрету русского с точки зрения просвещенного европейца. Раз русский — значит, пьешь водку каждый день. Особо продвинутые уверены, что делаем мы это из самовара (шутка, но…).
2. Самодур. Будешь тут самодуром, когда боярам приходилось бороды насильно обстригать и в новую одежду заставлять перелезать. В старых-то боярских шубах хорошо только сидеть. А работать? Столицу своим велением из тихой и бла-алепной Москвы в недостроенный Питер перенес. А как ему иначе было заставить шевелиться и страну, и управляющих этой страной чиновников и бояр?
3. Убийца! «Петербургу быть пусту!» «Кровавый город на костях!» — да бросьте вы, обычная массовая стройка. В те времена во время походов в армиях еще до сражения и без пуль врага от поноса и прочих болезней по всей Европе гибло до трети армий! А тут… ну, тоже не все выжили, ну были вороватые поставщики — так их Петр буде ловил, сам же бил-колотил, выбивал из них уворованное, а их самих — в железа, да в Сибирь.
Иностранные источники называют цифру погибших строителей только за первый год — 100.000 человек! А историки, с документами в руках говорят об иных оценках. Ну, во-первых, такого количества строителей в Петербурге тогда просто не было. Во-вторых, по документам того времени (оплата работников, выдаваемое продовольствие, сообщения о несчастных случаях, расходы на лекарей и на похороны…) выходит, что с 1705 по 1718 годы в среднем в год строило город от 2000 до… почти до 10.000, из них в год умирало в среднем 150 человек. За все время начального строительства города получается, что всего погибло около 3.000 человек. А иностранцы те, что цифры дикие тогда же сообщали своим начальникам, на строительстве Питербурха вовсе не были. Но — они «слышали слухи»!..
4. «Пытал своих врагов! До этого не опустился ни один король, его современник!» А информация — от кого? Ах, какой-то датский купец? Был пропущен в пыточный застенок просто так, посмотреть? Ну-ну, рассказывайте. И видел в комнате, где шли пытки, самого царя Петра? И что он видел? Видел, как он пытал? Ах, нет… Не решился соврать…
В те времена все допросы были связаны с «физическими методами дознания» (в намного более изощренной форме они во всем мире употребляются и сейчас в случае серьезных проблем — но об этом не принято говорить…). И те короли, которые правили по-настоящему, в случае серьезных бунтов или заговоров, нуждаясь в быстром получении необходимой, жизненно важной для них информации — обязательно присутствовали на допросах важных бунтовщиков. Проворонишь участника заговора возле себя — найдешь смерть. Просто короли не хвастались таким. Петр тоже не хвастался, но… столь любимые им иностранцы пустили про него такую ложь.
Со временем общество разбирается в ценности того или иного героя. Прошли века. В России Петра Первого любят и называют Великим. А за рубежом, признавая сделанное, пытаются хоть как-то обгадить.