Детская литература. Как соотносятся художественный текст и мировосприятие ребенка?
Ни для кого не секрет, что детское мировосприятие разительно отличается от взрослого. Каждый ребенок старается самостоятельно осмыслить всё, что его окружает. Как правило, мысли детей категоричны и однозначны, ребенку свойственно познавать реальность методом проб и ошибок.
К. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал, что «.нельзя не восхищаться проявившимся… упорным стремлением детского разума внести хотя бы иллюзорный порядок в разрозненные, дробные знания о мире». Ребенок нередко, желая удовлетворить любопытство, устанавливает ассоциации между предметами по весьма случайным признакам: «Мой папа работает, а мама — красивая!»
Впоследствии многие ошибки исправляются жизненным опытом, а на начальном этапе они просто иллюстрируют неисчерпаемый потенциал детской мысли. Недаром исследователь Д. Дьюи отмечал, что термин «логический» покрывает как логически правильное, так и логически неверное. Именно поэтому любые умозаключения ребенка ценны по своей сути — неважно, насколько они логичны и истинны. Однако художественный текст должен максимально четко представлять ребенку причинно-следственные связи, делая упор на существенные признаки предметов, так как для ребенка они будут более интересными, чем какие-то неожиданные проявления личности и случайные события. Отчасти именно поэтому жанр сказки является наиболее близким мышлению маленького ребенка: характеры там однозначны, а все события не случайны.
Нельзя игнорировать и особую детскую эмотивность восприятия литературы и окружающего мира. Безусловно, текст должен откликаться на эмоциональные запросы детей. В данном случае немаловажны юмор и ирония, позволяющие более ярко донести воспитательную и развлекательную суть произведения. Так, например, для самых маленьких читателей привлекательны веселые книги, которые психологи как раз считают полезными для воспитания личности. Шуточные, озорные стихи развивают у читателей чувство юмора, гибкость ума, сообразительность, фантазию и даже учат адаптироваться к сложным ситуациям.
К. Чуковский отмечал, что создавая игровую реальность, ребенок «не столько приспособляется к истине, сколько приспособляет её к себе ради воображаемой игровой ситуации». Ребенку свойственно не чувствовать противоречий. Например, игрушки в видении детей могут быть одновременно живыми и неживыми, причем оживают они только тогда, когда это нужно ребенку. «Ну что же, — сказал директор номер два, — мне нравится этот зверь. Он похож на бракованную игрушку. Я возьму его к себе на работу», — читаем мы у Э. Успенского. Всё по-детски: вроде бы почти игрушка, а на работе пригодится.
Гармоничность детских взглядов на мир должна отзываться не меньшей гармоничностью в литературе. Безусловно, текстовые предпочтения ребенка будут связаны с его индивидуальностью, поэтому следует доверять его чувствам и помогать ему в понимании художественных произведений. Мир ребенка — целостный, еще не познанный, полный эмоций и пространства для фантазии. Все эти черты воплощаются и в качественных текстах детской литературы.