Земля Франца-Иосифа. Почему самые северные русские острова носят австрийское имя?
Мы возвращались с Северного полюса и утром увидели землю — не привычные льды, а настоящую землю, пусть частично и покрытую льдом. Стало ясно, что мы приблизились к самым северным российским островам, носящим по исторической иронии имя австрийского императора.
Да, именно так, императора страны, не имеющей никакого отношения к Северному Ледовитому океану. Но вот открыли и по праву первооткрывателей дали те чудные для русского уха названия, которые напечатаны на всех картах мира. Надо заметить, что островов в этом архипелаге много, поэтому и открывателей было тоже много, и что удивительно, там были представители многих морских держав, кроме России. Вот так и получилось, что русские острова носят в основном имена всяческих князей да баронов, графов да маркизов, к тому же исключительно иностранных государств.
А история, не освоения, а именно открытия островов архипелага Земля Франца-Иосифа, состоящего из 192-х отдельных кусочков земли в океане, такова…
Еще в XVIII веке Ломоносов, изучая движения льдов в Северном Ледовитом океане, предположил, а в 1865 году офицер русского флота Шиллинг аргументировал нахождение к востоку от Шпицбергена большой земли. Буквально в том же году, но не зная этого, шкипер норвежского китобойного судна Ронбек в погоне за китами сильно отклонился на восток. Было чистое ото льда море, вот и забрел он так далеко. Там капитан увидел на горизонте большой остров и назвал его «Землей Ронбека», о чем и сделал запись в судовом журнале. Однако эту запись увидели только в архиве, поскольку по какой-то причине Ронбек никого не оповестил о сделанном им великом географическом открытии.
В те же годы представитель знатнейшего аристократического рода России, в будущем теоретик анархизма, а в то время секретарь Русского Географического общества князь Петр Кропоткин, воодушевленный статьей Шиллинга, обратился в указанное общество с предложением об организации экспедиции для обнаружения неведомой земли. Однако чиновники сочли доводы князя неубедительными и отказали ему.
А вот в совершенно не морской державе — Австро-Венгрии, организовали полярную экспедицию, правда, глобальная цель ставилась несколько другая — найти Северо-Западный проход на восток, позднее его назовут Северным морским путем. Австрийцы снарядили для экспедиции парусно-паровую шхуну, названную в честь Тегетхоффа, единственного адмирала в империи, разгромившего превосходящий итальянский флот в войне 1864 года. Экспедиция достигла Баренцева моря летом 1872 года, но вскоре их корабль был зажат льдами и начал дрейфовать.
Дрейф продолжался уже 375 дней, и вот, как впоследствии описал этот момент Юлиус Пайер, возглавлявший экспедицию: «Около полудня мы стояли, облокотившись о борт корабля, бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей ледниками. В первое время мы стояли, точно парализованные, и не верили в реальность открывшегося…». Так была открыта «Земля Кайзера Франца-Иосифа», такой подарок любимому императору сделали австрийские моряки. «Открытие ее, — писал Пайер, — было наградой кучке незадачливых моряков за силу их надежды и выдержку в период тяжелых испытаний. Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины».
Тогда австрийским морякам удалось открыть еще несколько островов: первый был назван «Землей Вильчека» в честь Ганса Вильчека, ассигновавшего на экспедицию большую сумму. Затем последовало открытие острова Галля, а следом на карту были нанесены новые острова — Сальм, Райнера, Карла-Александра… Ну и, наконец, самый северный остров архипелага был назван именем сына императора, Рудольфа. Все эти острова располагались по обе стороны широкого пролива, который Пайер назвал Австрийским каналом.
В последующие годы многие исследователи из десятка государств пытались найти таинственный Северо-Западный проход, но никому это не удалось сделать, зато взамен они открывали все новые и новые острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, называя их на иноземный манер.
В августе 1901 года по Северному Ледовитому океану совершал свой первый поход русский ледокол «Ермак» с экспедицией под руководством адмирала Макарова. 9 августа он подошел к мысу Флора острова Нордбрук, где Макаров и установил русский флаг. Окончательную точку с владением островов поставил в 1914 году капитан 1 ранга Ислямов на шхуне «Герта», который по собственной инициативе поднял на острове Гукера российский национальный флаг и объявил архипелаг принадлежащим России. Это событие было отражено в средствах массовой информации, но ни одна страна это заявление о праве собственности на острова не оспорила.
Как же наша страна распоряжалась этими северными территориями? Ну, естественно, там были размещены погранвойска, а кроме того, в 50-е годы XX века на Земле Франца-Иосифа были созданы «точки» радиотехнических войск СССР. Они располагались на острове Греэм-Белл, где была отдельная авиакомендатура, обслуживавшая ледовый аэродром, и на острове Земля Александры. Эти «точки» были самыми северными войсковыми частями Советского Союза, но помимо основных задач, связанных с обороноспособностью страны, они были включены в систему наблюдения за движением судов по Северному Морскому пути. Эти «точки» были ликвидированы в начале 90-х годов, когда правительство Гайдара ошиблось в оценках и объявило, что дальнейшее развитие Северного морского пути нецелесообразно.
В последние годы началось возобновление движения караванов судов по кратчайшему пути с востока на запад. Если в 2010 году лишь два первых иностранных судна, ведомых нашими ледоколами, проследовали Северным морским путем, то в 2011 году таких судов было уже 86, а в 2013 — 717. Для справки: через Суэцкий канал за год в среднем проходит более 18 тысяч кораблей.