Что такое «эффект Шер»?
В конце 1960-х популярность дуэта SONNY & CHER стала резко падать. А первые попытки Сонни воплотить детские амбиции Шер стать киноактрисой окончательно разорили его — снятый им фильм с треском провалился. Но пара не упала духом и решила попробовать себя в новом качестве — стать ведущими телешоу «Комедийный час с Сонни и Шер». Их талант и остроумие быстро принесли шоу славу. А там и новые хиты поспели… «Gypsys, Tramps & Thieves» (1971), «Half-Breed» (1973)
Свой первый с 1967 года хит № 1 певица заполучила благодаря продюсеру Снафу Гаррету. Песню «Gypsys, Tramps & Thieves» («Цыгане, бродяги и воры») написал Бобби Стоун, и Гаррет сразу заметил, что она прекрасно подойдёт как хриплому вокалу Шер, так и её знойной внешности.
Правда, поначалу песня называлась «Gypsys & White Trash» — «Цыгане и Белый Мусор» («Белым мусором» в Америке называют малообразованых быдло-гопников среди белых), но это звучало бы слишком оскорбительно. Текст песни исполнялся от лица цыганской девушки, которая родилась и живёт в переездном фургоне. Её охмуряет белый парниша, но стоит только девушке забеременеть, как подонок исчезает с глаз долой. И теперь уже её дочь рождается всё в том же доме на колёсах, продолжая безнадёжную карму матери. В общем, история стара, как мир…
Видео на эту песню было записано прямо на телешоу Сонни и Шер, где певица пела на фоне цыганского фургона.
На том же шоу была исполнена и другая известная песня Шер «A Cowboys Work Is Never Done» («Работа ковбоя никогда не делается») (№ 8 США), на которую в 1979 году советский ВИА «Здравствуй, песня» записал кавер «Ленивый ковбой».
Следующий хит певицы так же, как и «Цыгане…», эксплуатировал экзотическую внешность Шер. Песня называлась «Half-Breed», т. е. «Полукровка», а её текст, написанный Марией Дин, повествовал историю девушки, у которой отец был белым, а мать — индианкой из племени чероки. В результате несчастную полукровку не признают своей ни бледнолицые, ни краснокожие.
Гаррет снова понял, что эта песня прямо-таки написана для Шер, в жилах которой наряду с армянской кровью отца текла и смешанная кровь матери французско-индейского происхождения. В клипе, снятом опять-таки на телешоу, Шер предстала в гламурно-индейском облачении — с перьями на голове и верхом на лошади. «Half-Breed», выпущенная в 1973 г., стала очередным хитом № 1 для Шер, а спустя год американский топ возглавила ещё одна песня «Dark Lady».
Музыкальная карьера Шер снова прочно стояла на ногах, а вот семейная жизнь разладилась. В 1974 году певица разводится с Сонни, а в 1980-е с головой погружается в кино и становится весьма успешной актрисой (к/ф «Силквуд», «Подозреваемый», «Иствикские ведьмы» и др.).
Однако, как оказалось, её самый успешный хит был ещё впереди… «Believe» (1998)
Речь, безусловно, идёт о композиции «Believe» («Веришь»), вышедшей в 1998 году, когда казалось, что ни одна песня не в силах побороть душещипательную балладу Селин Дион «My Heart Will Go On» из блокбастера «Титаник».
Хотя «Believe» поётся от женского лица, эту песню написали мужчины. Точнее — целых шесть мужчин! Поначалу авторов было «всего» четыре: Брайан Хиггинс, Стюарт МакЛеннен, Мэтью Грей и Тимоти пауэлл. Демо-версия песни долго пылилась в закромах лейбла Warner, потому что припев продюсерам нравился, а вот куплет надо было доработать. Что и сделали ещё два человека — Стив Торч и Пол Барри.
Так как песня планировалась для Шер, то задача аранжировщиков была сложной. С одной стороны, они хотели, чтобы трэк вышел модным и танцевальным, а с другой — надо было одновременно не отпугнуть старых поклонников певицы, привыкших к мелодичным балладам.
Главной фишкой композиции стал хитрый приём обработки вокала. Имеется в виду то самое «расслоение» голоса, которое тут же окрестили «эффектом Шер». Проблема заключалась в том, что при обработке вокодером текст становился невнятным. Поэтому продюсеры решили искажать в словах только отдельные слоги.
Марк Тейлор: «В конце концов, мы использовали вокодерную секцию только в тех местах, где эффект был выражен наиболее явно, но не делал текст неразборчивым, чтобы этого добиться, я делал вокодерные вставки очень короткими. Так, например, когда Шер спела „Do you believe in life after love?“, я обрабатывал только первые слоги — „belie-“ в слове „believe“ и „lo-“ в слове „love“, причём этого оказалось достаточно для привлечения внимания. Я убедился, что последнее слово каждой вокальной фразы должно оставаться необработанным, так как в противном случае резко падала разборчивость текста в целом».
Кроме этого был использован и хорошо знакомый «телефонный» эффект, когда «срезалась» большая часть частот.
Поначалу продюсеры опасались, что Шер не потерпит такого «надругательства» над её голосом. Однако певица приняла идею с восторгом. И не только она. Вскоре «эффект Шер» заполонил как западную, так и отечественную эстраду до такой степени, что стал уже считаться чуть ли не дурным вкусом.
Конечно же, на песню «Believe» тут же сняли клип, где Шер представала в причудливых нарядах и образах, то выступая на сцене со светящимся головным убором, то сидя в клетке, как экзотическая птица. Впрочем, певица никогда не стеснялась ни эпатажных нарядов, ни многочисленных пластических операций, и даже стала очередной «иконой» в среде геев.
Реакция слушателей на песню превзошла все ожидания. В 1999 году она добралась до вершины хит-парада США, стала самым продаваемым синглом года и отхватила премию «Грэмми» как «лучшая танцевальная запись».
Ну, а Шер стала самой старшей по возрасту поп-певицей, которой удалось записать хит № 1. В этот момент ей было 52 года.