Абрамцево-кудринская резьба по дереву: в чём её своеобразие?
Узор из диковинных веток кажется бесконечным во времени и пространстве. Фигурки зверей, птиц, рыб предстают в обрамлении из цветов, листьев, завитков. Каждый элемент композиции оказывается вовлечённым в удивительный хоровод. Плавные, как бы текучие очертания и особый ритм делают стиль очень узнаваемым. Абрамцево-кудринская резьба по дереву не устаёт изумлять своей выразительностью. История у промысла тоже очень своеобразная. Сплав традиций
Недалеко от Сергиева Посада расположен посёлок Абрамцево. Там находится усадьба, принадлежавшая известному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Зарождение промысла связано с деятельностью абрамцевского кружка, который объединил многих знаменитых деятелей искусств. В 1882 году художница Елена Дмитриевна Поленова организовала в усадьбе столярную мастерскую, в которой трудились умельцы из окрестных сёл.
Там же была открыта школа. Ученикам, кроме резьбы по дереву, преподавались рисунок и основы живописи. Произошёл своеобразный сплав академических традиций и народного творчества. Одним из лучших учеников школы был Василий Ворносков. В 1890 году он основал собственную мастерскую. В процессе работы формировался неповторимый стиль, оттачивались технические приёмы.
В 1922 году в Кудрине была создана артель «Возрождение». В 1936 году её мастера оформили вход на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Годом позже, на Всемирной выставке в Париже, было представлено немало уникальных изделий. В 1960 году артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. В настоящее время мастеров готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова. Виртуозные фантазии
Абрамцево-кудринская резьба относится к плоскорельефному типу. Материалом для создания изделий служит древесина ольхи, липы, иногда осины. Она отличается пластичностью, благодаря чему становится возможным вырезать причудливые изображения с мелкими деталями. Резьба выполняется при помощи стамесок. Они могут быть разного размера, что позволяет добиться особой виртуозности исполнения.
На деревянную поверхность наносится рисунок. Затем выполняется наколка элементов будущей композиции. Потом вокруг них срезается фон, а каждая деталь тщательно прорабатывается. Готовая резьба шлифуется и тонируется. В конце работы на поверхность наносится прозрачное защитное покрытие. Орнаментальные композиции часто покрывают собой всё изделие. Очень красивы резные подносы, шкатулки, ларцы, стаканы, ковши, декоративные тарелки.
Традиционным является растительный орнамент. Однако мастера продолжают творческий поиск и стремятся к разнообразию тем и сюжетов. Нередко перед зрителями предстают целые сценки. Но обрамляет их всё тот же неизменный узор. Диковинные гирлянды из причудливых лепестков тянутся из прошлого в будущее. Удивительное искусство продолжает развиваться и радовать всех ценителей прекрасного. Это своеобразный шлейф красоты, который оставил в наследство абрамцевский кружок.